Выборы в Украине: Почему растет рейтинг партии Вакарчука

Фото: Апостроф
Мнение социологов.

Украинское издание «Новое время» поговорило с социологами, чтобы понять, что происходит с рейтингами ключевых политических партий за две недели до выборов в Раду.

Р ост рейтинга пророссийских сил, начало признания Святослава Вакарчука как политика, отток электората «Слуги народа» (СН) — вот ключевые тренды политической социологии за чуть более чем две недели до дня парламентских выборов.

СН уверенно держит первое место, и вполне очевидно, что ее лидерскому статусу ничего не угрожает. 42,3% рейтинга среди определившихся избирателей, по данным группы «Рейтинг», растерять очень сложно.

«Европейская солидарность» укрепилась на рубеже 8% с «копейками», а вот «Голос» и «Батькивщина» нос-в-нос соревнуются за четвертое-пятое места в рейтинге с 7,2% поддержки.

СН еще не начала телевизионную кампанию, поэтому вполне может отыграть потерянные три процентных пункта, считает Алексей Антипович, руководитель социологической группы «Рейтинг». Главная причина проседания СН — отток ее электората на Юге и Востоке страны в сторону «Оппоплатформы» и «Оппоблока». Те, по словам социолога, отвоевывают электорат бывшей «Партии регионов» своими лозунгами за мир на Донбассе.

Инна Волосевич, заместитель директора социологической компании InfoSapiens, добавляет: «Оппоплатформа», «Оппоблок» и партия Шария забирают голоса друг у друга.

«У СН и Зеленского очень разношерстная компания избирателей — там и пророссийские настроения, и проевропейские; и те, кто за победу в войне; и те, кто за мир на Донбассе; и патерналисты, и либералы; и те, кто за бизнес; и те, кто за высокие пенсии», — комментирует Антипович главную особенность президентской партии. По его мнению, Зеленский правильно делает, что уходит от ответов на острые вопросы, ведь конкретика может расколоть эту «разношерстную компанию».

Читайте также:  Из украинской фракции «Слуга народа» исключили двух нардепов

Активный рост рейтинга партии «Голос», которая начала с 0,9% до заявления ее лидера Святослава Вакарчука о баллотировании, Волосевич объясняет активной рекламой.

«Публика все больше привыкает видеть в Вакарчуке политика, а не только популярного певца», — говорит эксперт.

«Чем больше проходит времени, тем больше люди привыкают к тому, что Вакарчук — политический деятель», — добавляет она.

В ответ на вопрос о том, почему «Батькивщина» не смогла набрать 13% голосов, которые голосовали за Юлию Тимошенко на президентских выборах, Антипович отвечает: электорат Батькивщины воспринял Владимира Зеленского и СН как более современный вариант Тимошенко. Тот, мол, тоже может стать защитником пенсионеров и других небогатых украинцев.

«Патерналисты видят в Зеленском помощника простым гражданам, — комментирует социолог. — Но «Батькивщина» только-только начала свою телевизионную кампанию, поэтому имеет шансы подрасти».

Читайте также:  Бобруйске из-за слов кандидата о Лукашенко «сломалась» типография

У Волосевич свой взгляд на проседание рейтинга политсилы Тимошенко. Она объясняет, что социологические опросы, которые проводятся путем телефонных звонков, не достигают электората «Батькивщины» — пенсионеров и жителей сел, поскольку у тех зачастую нет мобильных телефонов. И поэтому рейтинги, составляемые на основе личного опроса, всегда показывают большую популярность Батькивщина, нежели телефонные опросы.

«По нашим данным, рейтинг «Батькивщины» стабилен», — резюмирует она.

«Европейская солидарность», по словам социологов, активно теряет электорат, который уходит к «Голосу». «Но рост «Голоса» приостановился в последнюю неделю, так как партия слишком либеральна для среднестатистического украинца, у которого патерналистские взгляды», — считает Антипович.

Партии, у которых чуть больше или чуть менше 3% рейтинга, все еще имеют шансы преодолеть пятипроцентный барьер прохождения в Раду, подчеркивает Волосевич из InfoSapiens. Для этого нужно запускать активную телевизионную кампанию. Речь идет в первую очередь о партии «Сила и честь», но также об «Украинской стратегии» Гройсмана и «Гражданской позиции».

«За две недели набрать 1,5% рейтинга — не проблема, если есть возможность вести активную рекламную кампанию», — говорит Волосевич.

Напомним, досрочные выборы в Верховную Раду состоятся 21 июля.