Высокий авторитет Гипатии в математике и астрономии

Гипатия Александрийская — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном и механик. Преподавала в Александрии; схоларх школы Теона-Гипатии.

На ее лекции, которые она читала в музеуме и дома, съезжались и юноши из дальних стран, и самые знатные александрийцы. Некоторые историки отмечали, что даже проповеди архиепископа не пользовались таким успехом.

Кроме того, Гипатия активно участвовала в общественных делах Александрии, к ее мнению прислушивались представители городской власти и сам правитель префектуры — наместник Рима Орест.

Гипатия преподавала математику и астрономию

Обычно она начинала лекцию с чистой математики, затем переходила к ее приложениям — здесь главную роль, видимо, играла астрономия — и завершала всеобъемлющей философией.

Гипатия занималась толкованием произведений Платона, Аристотеля и других философов. По свидетельству Свиды, ей принадлежат несколько научных сочинений: комментарии на сочинение о конических сечениях Аполлония Пергского и на «Арифметику» первого греческого алгебраиста Диофанта (до него вся греческая математика имела геометрическое направление), а также «Астрономический канон» — нечто вроде астрономических таблиц с объяснениями, который, по одним сведениям, Гипатия составила, а по другим — только комментировала.

О высоком авторитете Гипатии в математике и астрономии говорит уже, то, что Синезий, впоследствии серьезно занимавшийся этими науками, в том числе астрономическими наблюдениями, изобретением и совершенствованием инструментов и приборов в физике и астрономии, все свои работы сначала посылал на одобрение Гипатии.

Ей же он приписывает изобретение ареометра, планисферы и даже астролябии, хотя последнее явно ошибочно, так как этим прибором пользовался уже Птолемей. Нет сведений о том, проводила ли сама Гипатия астрономические наблюдения. Ни одно из ее сочинений не дошло до нас.

Незаурядными качествами: умом, глубокими и обширными познаниями, блестящим ораторским талантом (современники восхищались ее «божественным голосом»), беспредельной преданностью науке (ради которой она отказалась от замужества), своей выдающейся красотой и даже необычной для философа молодостью. Гипатия привлекала огромное количество учеников не только среди язычников, но и среди христиан.

Политика и наука в Александрии V

И все же языческая философская школа в Александрии начала V в. была маленьким островком, захлестываемым вздымавшимися вокруг волнами христианства. К тому же единение на основе неоплатонизма было мнимым: эклектизм и туманность этой философии породили множество сект и партий.

Столкновения их между собой и с христианами становились все более далекими от теоретических споров. В 391 г. в Александрии были разгромлены языческие храмы, и среди них, по наущению архиепископа Феофила, храм Сераписа вместе со знаменитым Серапейоном, что довершило гибель великой Александрийской библиотеки.

Но эта первая большая буря еще не отразилась на деятельности Гипатии, которая, в отличие от других языческих философов, не принимала участия в. «бунте язычников». Однако сама принадлежность Гипатии к языческому меньшинству, ее уникальное по тем временам положение женщины-философа, ее растущее влияние и авторитет в правящих кругах Александрии в окружении фанатичной христианской массы основного населения.

Все это сделало ее первой жертвой в той борьбе за власть, которая разгоралась между правителем Александрии и новым (с 411 г.) архиепископом Кириллом — племянником Феофила-погромщика, между слабеющим государством и жаждущей всеобъемлющего господства христианской церковью. Невежество большинства населения и его спутник — фанатизм были грозным оружием в руках церковников.

Некоторые другие факты о жизни Гипатии Александрийской можно узнать из wikipedia.org.

Партнёрский материал. Подготовка к цт в минске.

Японский зонд Хаябуса-2 скинул бомбу на астероид Рюгу

Не Бухенвальд тут, не Хатынь, а Курапаты…