Высшее образование больше не гарантирует работу с хорошей зарплатой?

Фото: Pixabay.com

Для чего белорусы стараются дать детям хорошее образование и почему вузы перестают быть ступенькой к высокому уровню жизни?

Каждое новое поколение белорусов получает более высокое образование, чем предыдущее, показало исследование «Образование детей и родителей: межпоколенная мобильность и влияние на доходы».

Взаимосвязь образования родителей и доходов детей, а значит и их образовательных и профессиональных возможностей, наблюдается в большинстве стран мира. Беларусь не стала исключением — авторы исследования отмечают, что будущий доход ребенка во многом зависит от качества человеческого капитала, формируемого за счет семьи.

Уровень образования родителей часто определяет их профессиональный статус, который позволяет предоставить ребенку больше возможностей, в частности образовательных.

— Более высокий уровень образования, скорее всего, обеспечивает семье более высокий уровень жизни. За счет этого родители могут гарантировать своим детям более высокий человеческий капитал. Значит, их дети смогут в будущем найти лучшие условия труда, чем если бы у них не было такого старта, — объясняет экономист, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

В то же время авторы исследования выявили снижение уровня социальной мобильности у поколений, получивших образование в период независимости Беларуси.

— Одна из причин в том, что поколение, которое получало образование после 2000 года, видит: чтобы иметь хороший заработок не обязательно получать высшее образование. Важную роль играют и другие источники знаний и возможности, которые дают необходимые в текущих реалиях рынка и экономики знания, — считает Мария Акулова.

За счет этого спрос на высшее образование упал по равнению хотя бы с 1990-ми годами. На это повлияли изменения в экономике и технологическое развитие. Все более актуальными становятся прикладные навыки, увеличиваются возможности получить знания в конкретной области.

Но в то же время высшее образование стало настолько доступным, что практически потеряло свою ценность. Диплом вуза уже не является гарантией получения высокодоходной работы, подчеркивает экономист.

Если вернуть высшей школе статус элитной, добавить практическую ценность, чтобы высшее образование соответствовало нынешним запросам экономики и рынка, в этом случае ценность обладания дипломом специалиста, бакалавра либо магистра будет лучше монетизироваться, чем это происходит сегодня, считает Мария Акулова.

Опираясь на данные опроса «Поколения и гендер», эксперты в целом высоко оценили образовательную мобильность белорусов на протяжении всего исследуемого периода (шесть групп поколений, родившихся с 1938 по 1992 годы).

В группе, где родители имели высшее образование, 69,13 % сыновей и 73,32 % дочерей тоже закончили университеты. 45,80 % сыновей и 41,75 % дочерей повторили образовательный опыт родителей из группы имеющих среднее специальное образование. Респонденты, чьи родители имели начальное, базовое среднее образование или общее среднее образование, чаще всего получали среднее специальное образование. Они относительно реже заканчивали вузы, говорится в исследовании. А вот дети, чьи родители имели профессионально-техническое образование, чаще стремились перейти на более высокий образовательный уровень. 31,55 % сыновей и 37,72 % дочерей из этой группы получили дипломы вузов.

«Гендерный анализ показал, что белорусские женщины более активно меняют свой образовательный статус по сравнению с родителями. В свою очередь, по линии «отец-сын» отмечается более высокая степень наследования образовательного статуса», — отмечается в исследовании.

Источник новости